Проектирование и строительство АГЗС
Автогазозаправочная станция отличается от обычной АЗС наличием оборудования для работы со сжиженным газом или метаном. С его помощью можно производить заправку автомобилей с двигателями, адаптированными для работы на газе. Таких авто с каждым днем становится все больше, в то время как инфраструктура по их обслуживанию пока развита не повсеместно. Поэтому для владельцев АЗС расширение функционала своих заправок – хороший способ получить конкурентное преимущество.

Газозаправочные станции подразделяются на два типа:
- Классическая Автомобильная Газозаправочная Станция, работающая со сжиженной газовой смесью – пропан-бутаном.
- АГНКС – Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция – работающая с природным газом и подключенная к местной газораспределительной сети.
В свою очередь, АГЗС бывают нескольких видов – в зависимости от конфигурации резервуарного парка:
- АГЗС с надземным расположением резервуаров для сжиженного газа;
- АГЗС с подземными резервуарами;
- АГЗС с резервуарами в обваловке – то есть расположенными на постаменте и засыпанными землей.
Подземное расположение газгольдеров предпочтительнее, поскольку оно наиболее безопасное. Остальные варианты используются в целях удешевления проекта или обусловлены высоким уровнем грунтовых вод .
Непосредственно для заправки автотранспорта пропан-бутаном предусмотрены два способа:
- Насосный. Самый простой – газ обирается насосом из емкости и под давлением подается в баллон через раздаточную колонку.
- Насосно-компрессорный. Обеспечивает более высокую производительность. С помощью копрессора пары из одного резервуара перекачиваются в другой для насыщения и создания рабочего давления.
В рамках АГЗС используется специализированное оборудование. Отлично зарекомендовали себя на российском и зарубежных рынках такие марки как FAS, PP-Tec, Corken, Rego. Для обеспечения максимальной эффективности и безопасности работы АГЗС применяются автоматизированные системы контроля. Центральный компьютер в реальном времени обрабатывает всю информацию по операциям с газом – отслеживает его расход, остатки в резервуарах, формирует автоматические отчеты для предоставления в вышестоящие организации.
Основные виды работ при строительстве АГЗС:
- Общестроительные работы, в том числе установка железобетонных фундаментов, инженерных коммуникаций, бетонных лотков для трубопроводов и т.д.
- Монтаж резервуаров, их закрепление на фундаменте.
- Монтаж дополнительного оборудования для резервуаров – защитно-запорной арматуры, креплений, анодно-катодной антикоррозийной защиты и т.д.
- При необходимости – покраска резервуаров.
- Монтаж контура заземления для АГЗС и для автоцистерны.
- Монтаж трубопроводов.
- Монтаж азотного блока для продувки азотом технологической системы АГЗС.
- Монтаж распределительных колонок.
- Монтаж щитов электроуправления.
- Монтаж очистных сооружений.
- Монтаж оборудования для учета расхода газа, его интеграция с торговым оборудованием для формирования фискальных чеков при продаже газа.
- Пуско-наладочные работы, в том числе опрессовка резервуаров и трубопроводов под давлением, продувка их азотом, проверка автоматики, первичная заправка газгольдеров.
- Передача смонтированной системы согласно акту выполненных работ.
В связи с неуклонным ростом цен на бензин перевод автотранспорта на газ становится все более выгодным. Это подстегивает и развитие соответствующей инфраструктуры. Поэтому наличие газораспределительных колонок на АЗС постепенно становится не просто дополнительным преимуществом, а необходимым условием для ведения бизнеса по розничной продаже топлива.