Тенденции использования сжиженных газов

В период с 1990 по 2005 год главной тенденцией мировой экономики оставался стабильный рост. Растущее производство практически во всех регионах мира вызвало значительное увеличение потребления сжиженных углеводородных газов (СУГ) — со 150 млн. т в 1995 году до 210 млн. т в 2005 году — то есть на 40%. Наибольший прирост пришелся на долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона — с 16-17% до 30-35% общемирового потребления, что объясняется интенсивным развитием экономики и стремительным ростом потребностей во всех видах энергоносителей.

В тех странах, где давно сформировались и рынок и развитая инфраструктура использования СУГ (Западная Европа и Северная Америка), потребление оставалось почти стабильным. Однако ситуация на энергетическом рынке к середине второй декады XXI века оказалась совершенно иной, чем это прогнозировалось: прежде всего прирост потребления оказался не столь значительным, как считали эксперты, и составил всего 2,5-3,0% в год против заявленных 5-7%.

Замедление обусловлено существенными сдвигами и сменой полюсов на энергетическом рынке. Меняются как центры добычи, так и центры энергопотребления. Ключевые импортеры энергоресурсов, и в первую очередь это касается США, переориентируются на самодостаточность и даже на экспорт, в том числе за счет добычи ресурсов из нетрадиционных источников.

Изменения претерпевают и сами принципы торговли газовыми энергоресурсами: она все чаще становится спотовой, уходя от срочных контрактов. Поставки становятся более гибкими, а потребитель менее зависим от конкретного экспортирующего государства. Трансграничная торговля газом выросла более чем втрое. Теперь 30% газа потребляется за пределами страны-производителя, а объемы производства выросли в 4,5 раза. Уже более 10% добываемого газа в глобальном масштабе экспортируется в сжиженном виде. Ожидается, что к 2030 году мировой оборот сжиженного газа увеличится до 500 млн. т. За первую декаду XXI века произошел более чем двукратный рост мощностей по сжижению газа (в основном, за счет катарских и австралийских проектов). Процесс переориентации основных энергопотоков от Атлантического бассейна в Азиатско-Тихоокеанский уже запущен, а драйверами станут Китай, Индия и страны Ближнего Востока.

Мировой рынок сжиженных газов переходит от экстенсивного к глобальному интенсивному качественному развитию, предполагающему справедливое ценообразование, достаточную рентабельность продаж и востребованное распределение энергоресурсов.

Основные секторы потребления СУГ — энергетика, транспорт и особенно нефтехимия (в которой этот вид сырья наиболее оптимален). Постоянной тенденцией стал экспорт сжиженных газов, стабильно растущий и достигший почти трети из примерно 12 млн. т товарных СУГ. Сейчас основными потребителями российских СУГ являются Польша, Турция и Финляндия, на морские перевозки приходится только 30% объемов экспорта. Новые экспортные терминалы в Усть-Луге и Темрюке смогут увеличить объемы морского экспорта на 2,5 млн. т ежегодно.

В структуре производства наиболее заметен пропан-бутан, на который приходится 40% выпуска, остальные объемы распределяются в основном между индивидуальными пропаном, бутаном и изобутаном. При этом ГПЗ, НПЗ и центральные газофракционирующие установки (ЦГФУ) нефтехимических комбинатов играют примерно равную роль в производстве сжиженных газов.

На нефтехимическую индустрию приходится более 50% потребления товарных СУГ в стране, однако потребляются в основном индивидуальные углеводороды (преимущественно изобутан и бутан), тогда как роль пропан-бутановой смеси в сырьевом балансе нефтехимии невелика. Автотранспорт, преимущественно легкогрузовой, потребляет около 2 млн. т СУГ ежегодно, с перспективой 1,5-кратного роста до 2020 года. Примерно столько же уходит на коммунальные нужды, однако за счет магистральной газификации природным газом эта доля будет уменьшаться. При этом четкого разграничения между потреблением автотранспортом и коммунальным сектором нет из-за существования «серого» рынка автогаза, который предназначается бытовым потребителям.

Нынешняя система государственного регулирования рынка СУГ, в том числе «балансовое задание» (поставки экспортерами фиксированных объемов бытового газа населению внутри страны по льготным ценам), частично унаследована из времен централизованного управления и планирования развития отрасли, которых больше нет.

До 2020 года прирост производства СУГ будет обеспечиваться за счет проектов утилизации попутного нефтяного газа, освоения нефтегазовых месторождений Каспия, Восточной Сибири и Сахалина. Новыми крупными потребителями СУГ станут нефтехимические комплексы в Тобольске, Находке и Салавате мощностью по 1 млн. т этилена.

Ключевые факторы развития рынка СУГ в России: программа утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ), государственная поддержка развития нефте- и газохимии до 2030 года и стимулирование использования СУГ автотранспортом. Однако большинство нефтехимических мегапроектов пока не продвинулось дальше деклараций, а фактически системную работу по развитию потребления газового топлива транспортом ведет только «Газпром», делая ставку на компримированный природный газ.

В настоящее время объемы потребления сжиженных газов на автотранспорте в качестве моторного топлива в 10 раз ниже, чем бензинов, только 3% автопарка использует это топливо. В основном речь идет о легковых и особенно о легкогрузовых автомобилях, тогда как число газовых автобусов сокращается, несмотря на усилия властей по экологизации общественного транспорта. Ряд законодательных инициатив призван открыть для СУГ новые рынки сбыта, в части включения использования СУГ в региональные программы энергосбережения и энергетической эффективности, а также в части реализации мер поддержки сельхозпроизводителей, которые готовы были бы использовать СУГ. В Нижегородской области реализуется совместный с «Сибуром» проект по переводу на СУГ муниципальных автобусов, при этом на региональном уровне для газомоторных автомобилей в два раза снижен транспортный налог. Аналогичный проект реализуется и в Белгородской области. В то же время интерес, как для муниципальных властей, так и для «Газпрома» представляют не только СУГ, но и компримированный газ. В регионах юга России уже в следующем году начнется эксплуатация большого числа автобусов, работающих на природном газе, создается сеть АГНКС. Пока же из 1,4 млн. газомоторных автомобилей в России только 100 тысяч работают на метане.

Особого внимания требует проблема использования СУГ для энергетических и бытовых нужд. Массово распространены «серые» схемы коммерческой реализации «балансового газа», при которых газовоз вместо поселка направляется на ближайшую автозаправку, располагающую парком хранения, зачастую единственным в регионе. Проекты по автономной газификации часто сводятся к газификации котельных, ранее использовавших уголь и мазут, хотя это позволяет улучшить экологическую ситуацию в таких населенных пунктах.

В 2014 году на рынке СУГ произошли существенные изменения, связанные в первую очередь с отменой концепции «балансовых заданий». К 2010 году в 76 регионах Российской Федерации было газифицировано около 40 млн. домовладений, из них около 14 млн. газифицировано СУГ, при этом больше половины расположены в сельской местности. Если для села СУГ для бытовых нужд в основном поставляется в баллонах, то для пригородных районов - из групповых резервуарных установок, на долю которых приходится 45% этого рынка.

Для системы балансовых заданий, призванной повысить долю бытового потребления СУГ за счет регулируемых цен, как отмечено в Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых услуг, одобренной в июле 2003 года Правительством РФ, отмечалось «несоответствие методов государственного регулирования поставленным целям и получаемым результатам», что порождало, с одной стороны, неполное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд по регулируемым ценам, с другой стороны, неконтролируемый переток СУГ с регулируемого сектора в нерегулируемый и, как следствие, формирование «серого» рынка сжиженного газа. Возникали парадоксальные ситуации, когда в силу тех или иных причин балансовый газ был дороже коммерческого.

Отмена балансовых заданий, с одной стороны, должна привести к ликвидации многочисленных структур, свободных от затрат на обслуживание газовой инфраструктуры и продающих по демпинговым ценам либо тот же балансовый газ, пропущенный через «серые» схемы, либо баллоны с газом, элементарно заправляемые вопреки всем правилам и нормам. С другой стороны, уполномоченные газораспределительные организации получат возможность стабильно компенсировать постоянные затраты на содержание газонаполнительных пунктов, хранилищ баллонов, аварийно-диспетчерских служб, пунктов ремонта и освидетельствования баллонов.

Стоить также отметить, что одной из основных причин формирования серого рынка была непрозрачность механизма определения потребности в газе на бытовые нужды, позволяющая региональным чиновникам завышать эту потребность. Если называть вещи своими именами, то речь фактически идет о коррупции, позволяющей недобросовестным предпринимателям и их покровителям из органов власти использовать систему балансовых заданий как способ незаконного обогащения.

Отмена ценового регулирования даст государству значительное увеличение налоговых поступлений от производителей СУГ. Так, в 2010 году недополученная государством сумма налога на прибыль с производителей оценивается более чем в 300 млн. рублей.

Решение проблемы бесперебойного обеспечения массового потребителя возможно через соглашение между администрациями регионов и производителями, когда регионы сами определяют уполномоченные организации, обосновывают объемы, гарантируют на ежемесячной основе своевременную заявку, оплату и вывоз уполномоченными организациями согласованных объемов квот СУГ. Контроль над соблюдением рыночного уровня цен на коммунально-бытовой газ в этом случае, как и во всех прочих, — это прерогатива Федеральной антимонопольной службы.

Использование СУГ в коммунально-бытовом секторе получило новый импульс в связи с принятием в декабре 2009 года новой редакции Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов РФ. Согласно этому документу, планируется автономная газификация ряда жилых и промышленных объектов сжиженным газом в районах, удаленных от Единой системы газоснабжения, что должно привести к увеличению как объемов производства этого вида топлива, так и количества его потребителей.

Однако на динамику потребления сильно повлияли факторы, связанные с рядом форсмажорных обстоятельств как на предприятиях-производителях и переработчиках СУГ, так и вовне. К последним относятся ситуация на Украине, падение цены на нефть и значительный рост курса доллара. Результатом этого стал меньший, чем ожидалось, рост объемов производства: общий объем потребления СУГ незначительно увеличился в основном за счет южных регионов страны, однако большинство из них так и не достигло уровня 2007 года. Фактически весь прирост производства СУГ вызван увеличением экспорта, достигшего в 2013 году 5,3 млн. т (+20,5%) при общем приросте ресурсной базы ШФЛУ+СУГ на 8%, составившей 17,5 млн т.

Ожидается, что в 2015 году в России будет произведено около 15 млн. т СУГ, а к 2030 году в результате реализации программ по утилизации ПНГ и освоения месторождений этаносодержащего газа объем производства СУГ может достичь 30 млн. т. Этот прирост призван обеспечить растущее производство нефтегазохимической продукции: полиэтилена — в 3,5 раза, полипропилена — в 4 раза, азотных удобрений — в 1,6 раза, этилена — в 4 раза, метанола — в 1,4 раза.

Современное состояние российского рынка СУГ характерно двумя тенденциями. С одной стороны, СУГ становится важным источником валютного дохода для финансирования операционной деятельности и будущих инвестиций в их переработку, с другой — внутрироссийский рынок перестал расти, и без эффективных мер по его стимулированию не обойтись. Однако распространение новых технологий, основанных на использовании пропан-бутана, в быту и промышленности, рост числа автомобилей на газовом топливе, растущие сырьевые потребности нефтехимических производств могут обеспечить долгосрочный прирост потребления не менее 5% в год. Все это создает благоприятные предпосылки для расширения как внутреннего, так и внешнего рынка российских СУГ.