Инновационные технологии пропан-бутановой отрасли

Союз потребителей газового топлива (СПГТ) объединяет более 40 предприятий и организаций, специализирующихся на производстве, транспортировке, реализации и потреблении газового топлива. В сфере интересов нашего общественного объединения находятся и проблемы, связанные с развитием инфраструктуры газомоторного топлива. Доля автомобилей, использующих в качестве топлива газ, из общего автопарка страны сегодня составляет порядка полутора процентов. В то же время экологические преимущества и экономичность газомоторной альтернативы не вызывает сомнений, особенно если речь идет об общественном транспорте и сельхозтехнике.

Поэтому вполне закономерно, что в последнее время в России наблюдается повышение интереса к газомоторному топливу, и рынок показывает стабильный рост. И, хотя в минувшем году автотранспортные предприятия и частные автовладельцы сэкономили минимум 1,7 млрд. рублей за счет перевода транспорта на газ, широкое внедрение газомоторного топлива продолжает сталкиваться с пресловутой неразвитостью инфраструктуры и все с той же незаинтересованностью крупных игроков рынка.

Неужели мы обречены тащиться в хвосте прогрессивных зарубежных инноваций? К примеру, несколько лет назад Европейская экономическая комиссия приняла резолюцию, согласно которой к 2020 году на газомоторное топливо должно быть переведено 23,5 млн. автомобилей. Практически все ведущие мировые автомобильные фирмы освоили заводской выпуск машин, работающих на газе. Всего по дорогам мира ездит около 4 млн. таких автомобилей. Правительства зарубежных стран, понимая преимущества газомоторного топлива, всячески стимулируют его использование. Например, в Великобритании акцизный налог на газ в три раза меньше аналогичного налога на бензин и дизельное топливо. А во Франции автобусы, использующие газ, вовсе освобождены от уплаты налога. В Индии владельцам авто, работающих на газе, предоставляют дешевые кредиты на их покупку. В России же законодательные попытки предоставить льготную поддержку газомоторной альтернативе пока так и не увенчались успехом.

И, тем не менее, спрос на газовое топливо возрастает. По данным аналитиков "Газпрома", за последние пять лет в России заправлять автомобили газом стали втрое больше. В нескольких субъектах Федерации уже приняты программы перевода на газ общественного транспорта, такси и автопарка коммунальных служб. На улицах Москвы и Петербурга сегодня можно видеть образцы "газовых" автобусов. В регионах тоже продвигаются в этом направлении: в Иркутске, Томске, Туле, Казани речь идет о широком внедрении газомоторного топлива.

Однако и проблем остается немало. Газозаправочные станции есть только в 59 регионах страны. Но даже там, где они существуют, можно увидеть автомобильные очереди. Кроме того, большинство станций в стране были введены в эксплуатацию еще в 80-х годах и нуждаются в модернизации. К тому же в стране крайне мало сервисных служб для «газовых» автомобилей. И если на Западе купить машину, работающую на газе, можно практически в любом салоне, то в России это проблема. Российские автодилеры практически не занимаются продажей таких иномарок. А качество и безопасность работ по переоборудованию автомобилей для потребления газа, осуществляемых во многих частных мастерских, оставляют желать лучшего.

В то же время, надо отметить, что российские предприятия освоили выпуск всех четырех типов автомобильных газовых баллонов по международной классификации. Для каждого из них есть свой потенциальный потребитель. Сдерживающим фактором производства является отсутствие крупных заказов на подобное газовое оборудование. Главными покупателями баллонов сегодня являются не автомобильные заводы, а предприятия, выпускающие и устанавливающие газовое оборудование на автомобили, находящиеся в эксплуатации. Выпуск газобаллонных автомобилей в заводском исполнении позволит загрузить имеющиеся мощности по производству баллонов и сдерживать рост цен на этот вид продукции.

Есть и еще один аспект рассматриваемой проблемы. Заметное увеличение спроса на оборудование для хранения, транспортировки и раздачи газомоторного топлива, несомненно, радует его производителей. Но немногочисленные предприятия этой сферы начинают испытывать напряжение с выполнением клиентских заказов, и, как следствие, увеличивают сроки их исполнения. Казалось бы, в этой ситуации можно сделать ставку на повышение стоимости оборудования, однако технологии хранения СУГ не дешевы сами по себе, и неконтролируемое повышение цен не лучшим образом отразится на развитии рынка газомоторного топлива. Может быть, есть смысл искать выход в импорте? Увы, зарубежное оборудование, выпускаемое в небольшом количестве, не может покрыть растущий дефицит, да и цены на него несравнимо выше отечественных.

Как считает один из аналитиков СПГТ - генеральный директор компании «Газресурс» Николай Жуков, повышение спроса на газоемкостное оборудование при практически неизменных объемах его производства в России само по себе неминуемо ведет к росту цен на эту продукцию. Но улучшить ситуацию на рынке оборудования для хранения, транспортировки и дистрибуции СУГ можно за счет более тесного взаимодействия инжиниринговых компаний и заводов, выпускающих газоемкостное оборудование. В этом случае возросшие цены на оборудование будут «размываться» затратами на проектирование газификации и сборку. А выработка общих подходов к сертификации и качественным параметрам продукции поможет ее потребителям - владельцам топливных комплексов – тратить меньше времени и сил на согласование и проектирования вновь создаваемых или модернизируемых газозапарвочных объектов.

На пути развития газоемкостной альтернативы есть и еще немало других проблем. Именно поэтому союз потребителей газового топлива совместно с Группой компаний «GT7» решил провести в рамках Международной выставки «Автокомплекс 2007», которая будет проходить в Москве осенью, клуб-тайм участников рынка газомоторного топлива. В ходе этого консолидирующего мероприятия планируется организовать презентации инновационных решений в сфере внедрения альтернативных видов топлива, рассмотреть при участи руководителей государственных надзорных структур проблемы регламентации в этой сфере, ознакомиться с точкой зрения законодателей и руководителей субъектов Федерации на перспективы развития топливной альтернативы в стране. Надеемся, что подобное конструктивное общение всех заинтересованных сторон поможет найти выход из сегодняшних проблем развития газомоторного топлива в России.

20 Mar 2007