Факельное расточительство

Автономная газификация и газоснабжение

Владимир Сосницкий, вице-президент СПГТ (Союза потребителей газового топлива), заявил, что ближайшие десять лет, по расчетам аналитиков СГПТ, российская нефтеперерабатывающая промышленность не в состоянии удовлетворить нефтяным моторным топливом внутренний рынок.

Согласно аналитическим прогнозам, к 2010 году дефицит моторного топлива может возрасти до 14 млн. т. в год. К такой цифре способствует еще и политика правительства России, которая сосредоточена на получение дохода в бюджет страны за счет экспортируемой сырой нефти. Все эти факты заставляют серьёзно задуматься о проблемах экологии и истощения ресурсов. Дефицит нефтяного топлива для автомобилей, который нас ожидает ближайшие 10 лет, можно компенсировать применением альтернативного вида топлива, к примеру, попутного или природного газа. Кроме того, использование данного вида топлива будет компенсировать растущий на сегодняшний день экологический ущерб.

Впервые применить газовое топливо решились в конце 80-ых годов, когда правительство СССР решило попытаться в массовом порядке перевести весь государственный транспорт на пропан-бутан и метан. Но такая деятельность не получила особой популярности в Советском Союзе. Причины тому довольно банальны: традиционное топливо было гораздо дешевле, да и расположение газозаправочных станций было слишком неудачным. Но несмотря на это, в начале 90-ых годов уже более 1 млн. т. пропана-бутана использовалось в качестве автомобильного топлива.

Экономический кризис 90-ых, который спровоцировал колоссальный взлет цен на дизельное топливо и бензин, заставил владельцев автомобилей ещё раз обратить внимание на этот альтернативный вид топлива. Легкость в монтаже газового баллона, улучшенные качества СУГ, дешевизна сжиженного газа по сравнению с традиционным видом топлива стали привлекать и частных владельцев автомобилей, и коммерческих. По аналитическим оценкам, на рынке автомобилей все чаще стали появляться модели с газовым мотором, причем каждый год число таких автомобилей растет на 4-5%.

Ежегодные рост цен на дизельное топливо и бензин, ежегодный прирост производства в Росси альтернативного топлива, обостренное внимание к экологическим проблемам, наполнение внутреннего рынка России газобаллонным оборудованием высокого качества, совершенствование законодательной базы, которая позволяет использование сжиженного газа в качестве топлива – вот они, предпосылки роста спроса на альтернативные виды топлива в нашей стране.

Экологический аспект – на этом месте поподробнее. Продукты сгорания дизельных и бензиновых двигателей очень опасны для нашего здоровья, уровень загазованности в крупных городах очень высокий. По официальным данным от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москва, не менее 90% всех вредных выбросов в атмосферу приходится на долю городского транспорта. И эта доля ежегодно увеличивается, так как растет автомобильный парк, автомобили стали доступней для многих городских жителей, в результате чего увеличивается количество перевозок. Всё это приводит к тому, что воздух всё более становится загрязнен окисью углерода и сажей, которая содержит канцерогенные вещества.

Еще одним источником загрязнения воздуха служат нефтебазы и АЗС (автозаправочные станции). Они быстро загрязняют грунт и воду на достаточно большую глубину. А это означает, что рано или поздно всё равно в замкнутой экосистеме все отравляющие вещества попадут в питьевые родники, реки и другие поверхностные воды.

Большинство стран для решения данной проблемы используют экологические программы, которые стимулируют потребление альтернативных видов моторного топлива. А вот программа перехода на сжиженный газ в качестве топлива, по официальным данным Союза потребителей газового топлива, была отвергнута региональными чиновниками.

Но были субъекты, в которых региональный бюрократизм был бессилен: это Татарстан и Нижегородская область. Только в этих регионах была принята программа о переходе на альтернативный вид топлива. И, как показывает практика, такая программа не только решает экологические проблемы, но и дает высокий положительный эффект в экономике.

СУГ можно также эффективно использовать и в автономном газоснабжении маленьких населенных пунктов, которые неудобно расположены по отношению к централизованному газопроводу. Централизованное теплоснабжение – это отдельный разговор, и в целом неприятный. Котельная в поселках не в силах обеспечить бесперебойную работу, да и не рассчитана на большие нагрузки. Яркий тому пример – замерзающие поселки в зимний период.

И в данном случае самым оптимальным вариантом будет являться самостоятельное автономное отопление за счет автономной системы газоснабжения. По целесообразности использования сжиженный газ превосходит остальные виды топлива. Так, к примеру, для получения одного кВт/часа теплоэнергии на сжиженном газе Вам всего лишь надо потратить чуть больше рубля (в то время как для дизельного топлива этот ценовой показатель в два раза больше). А электроэнергия Вам еще в несколько раз дороже обойдется.

Как отметил бывший президент РФ Путин В.В., один из вариантов увеличения производства и спроса СУГ является использование СУГ в факелах, которые используются при добычи нефти. Единственная проблема использования сжиженного газа является его сложность в транспортировке от мест добычи нефти к потребителю. Но сегодня уже на рынке появились импортные и отечественные автотранспорты, которые с легкостью справятся с данной проблемой. Также бывший президент РФ отметил, что необходимо решить проблему сжигания попутного газа, которого сжигается ежегодно до 20 млрд. кубометров, а газ надо экономить!

Нынешняя газотопливная инфраструктура предполагает в развитии внедрение значительного числа газового оборудования в эксплуатацию. Этот процесс, как и производство, будет под постоянным надзором противопожарных и технических служб. Естественно, при строительстве АГЗС крайне недопустимо использовать некачественное оборудование. Но желание их владельцев – уменьшить издержки, тем самым покупая контрафактное оборудование. А это уже весомая угроза для жизни многих людей.

Участие государства в процессе перехода на сжиженный газ крайне необходимо. И вовсе не для финансовой поддержки, а для установления норм для участников данного рынка. Необходим целый ряд законодательных мер, к примеру, упрощение построения заправочных станций, единство и доступность технологических норм для продавцов. Запретительные акты при этом не должны быть слишком перестраховочными, чтобы пресечь коррупцию чиновников.

26 июл 2006