Проектирование и строительство АГЗС

Проектирование и строительство АГЗС (газовых автозаправочных станций) в последние годы обретает все больший размах в связи с распространением автомобилей, работающих на газовом топливе.
Газ значительно дешевле и экологичнее бензина и дизельного топлива, но пробег автомобиля на одной заправке газом оказывается меньшим, чем на полном баке бензина или солярки. К тому же, запас газового топлива не удастся взять с собой в резервных канистрах. В связи с этим для эффективной эксплуатации автомобилей, работающих на природном и сжиженном газе, необходимо проектирование и строительство развитой сети АГЗС, причем, не только в крупных городах,
но и на межрегиональных трассах.

  

 

Виды топлива для АГЗС

В настоящее время в качестве топлива для автомобилей используют пропан, пропан-бутановую смесь и газы, основу которых составляет метан – природный газ и биогаз.

Большая часть АГЗС спроектирована и построена под заправку автомобилей сжиженным пропаном или пропан-бутаном, получившим наибольшее распространение в качестве газового топлива. Эти углеводородные газы сжижаются при относительно небольшом давлении (10-20 атм., в зависимости от состава и температуры), что позволяет использовать несложное и недорогое оборудование и иметь в автономных баллонах достаточно большой запас топлива.

Чистый пропан снимает все проблемы с пуском двигателя после простоя на сильном морозе, но он стоит несколько дороже пропан-бутановой смеси, а в жаркую погоду давление его паров может достигать 20 атмосфер.
Это потребует специального оборудования, поскольку стандартное оборудование для СУГ обычно рассчитано на 16-18 атмосфер. Поэтому АГЗС для заправки чистым пропаном проектируют и строят в северных районах,  а в регионах с умеренным климатом для заправки автомобилей используют смесь сжиженного пропана и бутана.

Газы на основе метана, в частности, природный газ, в пересчете на пробег обходятся в пять раз дешевле сжиженного пропан-бутана и до десяти раз дешевле бензина. Но метан сжижается только при очень низких температурах, и чтобы иметь реальный запас топлива, его приходится закачивать в газообразном состоянии под большим давлением, порядка 200 атмосфер. Это предъявляет крайне высокие требования к безопасности и значительно увеличивает стоимость оборудования и технологических процессов. Поэтому метан в качестве автомобильного топлива пока не получил в России большого распространения, а проектирование и строительство АГЗС для заправки метаном осуществляется относительно редко.

 

Строительство АГЗС под ключ

Строительство АГЗС под ключ предусматривает проектирование газовой автозаправочной станции, подбор и поставку всего необходимого оборудования, строительные и земляные работы, а также монтаж, пуск и наладку приборов.
Кроме того, при этом оформляются все необходимые документы и производится обучение персонала.

  

 

Проектирование АГЗС под пропан-бутан

При проектировании АГЗС под пропан-бутан в первую очередь следует оценить предполагаемую проходимость. От этого зависит оптимальный объем резервуаров под сжиженный газ, производительность насосов и количество подъездов и заправочных пистолетов. Слишком большой резервуар обойдется неоправданно дорого и займет дополнительную площадь, а недостаточный запас сжиженного газа потребует частого вызова газовозов и может спровоцировать перебои в работе АГЗС.

В настоящее время вне населенных пунктов допускается установка как подземных, так и наземных резервуаров, а в пределах населенных пунктов – только подземных. Также важен выбор насоса для СУГ. Для небольших АГЗС на 1-2 пистолета оптимальным решением будет компактный и надежный вихревой насос, а для более крупных заправочных станций лучше подойдет более производительный шиберный насос.  Следует также иметь в виду, что заправка автомобилей сжиженным газом занимает больше времени, чем заправка бензином или дизельным топливом, поэтому во избежание очередей, приводящих к потерям прибыли, для АГЗС лучше предусмотреть большее количество заправочных мест.

 

АГЗС для заправки метаном

При проектировании АГЗС для заправки метаном газовые резервуары не предусматриваются – заправочные станции подключают непосредственно к газовым магистралям. Причина этого в том, что хранение и транспортировка газообразного метана при высоком давлении или сжиженного метана при сверхнизкой температуре оказываются нерентабельными.

Основу оборудования АГЗС для заправки метаном составляют многоступенчатые компрессоры, способные развивать давление более 200 атмосфер. Именно под таким давлением метан и газы на его основе закачиваются в баллоны автомобиля. Столь высокое давление требует сложной и дорогой техники, а пробег автомобилей на полной заправке метаном, как правило, не превышает 50-100 км. Поэтому, как уже отмечалось, метан, несмотря на низкую стоимость, пока не получил распространения в качестве топлива для автомобилей.

 

АГЗС контейнерного типа

АГЗС контейнерного типа используют на новых трассах, проходимость которых пока еще сложно оценить, а также на строящихся и временных объектах. Такая заправочная станция монтируется в стандартном контейнере, содержит все необходимое оборудование и может быть доставлена на место, установлена и введена в эксплуатацию за один день. 

22 Feb 2017